На протяжении веков скульптурные изображения были чем-то вроде вместилища духа, древние верили, что скульптура может оживать. Знаменита легенда о скульпторе Пигмалионе который, вылепив прекрасную Галатею, полюбил ее всей душой. И скульптура ожила.
Наверное, и сейчас, глядя на произведение из мрамора, бронзы или гипса, мы на секунду представляем, как формы начинают изменяться, в глазах появляется жизнь…
Что за создание тогда предстанет перед нами? Какой характер, какую душу скульптор заключил в эту оболочку?На протяжении веков скульптурные изображения были чем-то вроде вместилища духа, древние верили, что скульптура может оживать. Знаменита легенда о скульпторе Пигмалионе который, вылепив прекрасную Галатею, полюбил ее всей душой. И скульптура ожила.
Наверное, и сейчас, глядя на произведение из мрамора, бронзы или гипса, мы на секунду представляем, как формы начинают изменяться, в глазах появляется жизнь… Что за создание тогда предстанет перед нами? Какой характер, какую душу скульптор заключил в эту оболочку?
В современном мире искусство скульптуры стоит не на первом месте, возможно потому, что трудозатрат на ее изготовление больше, чем например, на полотно художника. Соответственно, и цена больше. Однако стоит присмотреться и проникнуться магией этой почти живой модели, восхититься мастерством создателя.
В древности скульптуру лепили из глины, высекали из камня, дерева. Бронза, как скульптурный материал, появилась позже. Каждой народности присущ свой выбор материалов, так как различны природные условия проживания. Традиционно, в Греции, Индии, Иране, Италии изображения высекали из мрамора различных пород. В Египте источник камня – берега Нила, вдоль которых веками образовывался известняк, который довольно легок в обработке по сравнению с другими породами камня, широко применялась глина.
Африканцам свойственны скульптуры из дерева, лучшие из них — из эбеновой породы — черного дерева. В обработке оно не легче камня, потому что это одна из самых твердых пород древесины.
Конечно, это лишь основные скульптурные материалы, фантазия современного художника превращает в материал иногда даже подручные металлы, проволоку, элементы различных механизмов – шестеренки, болты, выброшенные старые ведра, водопроводные трубы и другой металлолом. В некоторых странах даже проводятся соревнования по созданию таких необычных скульптур. Париж, Нью-Йорк, Барселона и другие крупные города мира часто украшают свои улицы и парки именно такими необычными произведениями. Иногда эти фигуры даже двигаются – фонтан возле Центра Помпиду в Париже. В Барселоне испанский скульптор Антонио Гауди создавал биоморфные парковые скульптуры, украшая их поверхность разноцветными кусочками цветной майоликовой керамики.
И все-таки классическим образцом остаются скульптуры Древней Греции, имеющие идеальные пропорции, реалистичную динамику замершего движения. Поэтому, при украшении интерьера в любом архитектурном стиле, такая скульптура, несомненно, подойдет. Она может быть из мрамора либо из бронзы.
Мрамор имеет множество разновидностей, от снежно-белого «Кемаль Паша» до антрацитово – черного«Имперадор Неро». К сожалению, не любой вид мрамора подходит для скульптуры, некоторые виды крошатся при обработке. Цена на скульптурный мрамор колеблется около 2 000 долларов США за 1 м3 камня, поэтому, учитывая еще и работу скульптора — удовольствие не из дешевых. Необходимо учитывать, что этот камень имеет свойство желтеть с годами, он гидроскопичен – попавшая на него жидкость, содержащая красящие пигменты, впитывается в поверхность навсегда.
Бронза – тоже дорогой материал, трудоемкий в работе. Сначала мастер лепит скульптуру из глины, затем делает из гипса. После этого, в склеенные гипсовые половинки заливают металл, получая при его остывании завершенную форму из бронзы. Последний этап состоит из полировки разной степени и патинирования различными оттенками. Очень эффектна в интерьере скульптура с налетом окислившейся меди, имеющей ярко-лазурный оттенок. Изображения в древних стилях, несущих отпечаток архаики, эффектно смотрятся «состаренными», потемневшими, как бы от времени.
Необходимо помнить, что скульптура – это искусство объемное. При выборе подходящего места, оцените, есть ли там достаточно свободного пространства для обзора, как падает освещение. Мрамор, например, имеет свойство слегка пропускать свет солнечный свет, что смотрится очень эффектно. Искусственная подсветка тоже необходима, например, если скульптура стоит в специально выполненной под нее нише.
При выборе фигур не стоит останавливаться на вариантах в человеческий рост. Для интерьера оптимальный размер – 1,0 – 1,2метра. Если все же требуется что-то более монументальное – запомните правило: человеческая фигура выглядит оптимально пропорционально для глаз, если в ней 1,5 – 2 средних человеческих роста.
Хорошо смотрится скульптура в холле, где она может занимать центральное место композиции и иметь обзор со всех сторон. Также она может
1000
украшать парковое пространство перед домом, быть элементом фасада. Наиболее часто используемый способ добавить в интерьер что-то скульптурное – декорировать стены барельефами. Это часто гипсовое панно, с полувыступающими фигурами на нем. Может быть в классическом виде – из белого алебастра, в архаичном – с проступающими трещинами и сколами. Иногда такие панно расписывают в той манере, которая наиболее близка стилистике интерьера.
Крылатые фразы от InDn.ru
-Нынешним женщинам не составляет труда вести себя по-мужски; но им очень редко удается вести себя по-джентельменски. (Комптон Макензи)
-Женщиной не рождаются, ею становятся. (Симона де Бовуар)
-Надо уметь часто повиноваться женщине, чтобы иметь иногда право ею повелевать. (Виктор Гюго)